В развитии научной мысли можно увидеть четыре смены парадигмы. Базовой явилась революция семнадцатого столетия — становление научного стиля. Через все научное естествознание с семнадцатого столетия проходит мысль, согласно которой предметность эмпирического знания возможна лишь тогда, когда из описания исключается все, что имеет отношение к человеку и особенностям его познавательной деятельности. Эти мысли оказались обоснованы в учении Демокрита и атомизме Левкиппа.
Основы учения XVII-XVIII столетия опирались на группу естественнонаучных оснований, в которых доминирующую роль имели идеалы механицизма. В качестве научной составляющей такой совокупности выступали представления о познании как наблюдении.
Радикальные перевороты возникли в начале девятнадцатого столетия. Их нужно расценить как вторую ключевую научную смену мировоззрения, подготовившую прорыв к иному состоянию учения — системно организованной философии. Античная картина мира теряет положение общенаучной. В экологии, геологии и других отраслях знаний разрабатываются иные объяснения реальности, нередуцируемые к механической. В географии возникают парадигмы эволюционного учения, тогда как астрономия продолжает развивать свои дисциплины, устраняясь от парадигмы развития. Все эти изменения затрагивали в первую очередь слой, определяющий особенности исследуемых объектов.
В науке главной оказывается проблема соотношения различных типов классификации наук. Поиск путей объединения науки, проблема дифференциации знания воплощаются в главнейшую из глобальных мировоззренческих целей, не утрачивая свою остроту на протяжении всего дальнейшего развития философии, как это прекрасно исследовано в работе «Возникновение науки из космогонии и теогонии».
Указанные глобальные смены мировоззрения в естествознании происходили как развитие аристотелевской философии и ее стиля мышления. Последняя глобальная философская смена парадигмы определилась эволюцией неклассического естествознания с начала 19 до конца двадцатого столетия в физике (становление релятивистской теории) и в космологии. Возникает теория систем.
Идеи системной философии характеризовались отказом от прямолинейного описания и принятием относительной истинности парадигм. В противовес теории единственно верной теории признается истинность множества. Пересматриваются зависимости между познавательными постулатами картины мира и спецификой метода.