В процессе постройки языческих храмов римляне заимствовали существующий подход эгейской и раннеримской архитектоники. Недалеко от священной реки Тиберии сохранился культовое сооружение божества судьбы Вирилис. Храм сооружен в первом веке до нашей эры на так называемом Бычьем Форуме, месте, у которой в древности был животноводческий рынок.
Здание, с простыми размерами, возведен на основательном базисе, большая лестница и портик с несколькими столбами придают особую красоту внешнему облику. Несущая линия конструкции акцентирована глубоким портиком. Такой способ построения характерен для этрусского искусства. Внешние плиты здания сделаны из горных пород, элементы колоннады сооружены из твердого известняка. Данной вулканической породой декорирован подиум. Стыковочные щели в породе искусно замаскирована небольшим количеством специальной замазки.
Зодчие широко применяли для декорирования храмов ионическую ордерную методологию. В святилище Фортуны изящные дорические перипеты обеспечивают базис для перекрытия крыши, тогда как декоративные колоннады визуально разделяют базис постройки. Медитативный вид группы колонн создает единство общего вида.
Недалеко от храма богини судьбы виден округлый храм, посвященный божеству семейного огня Весте. В настоящее время ученые полагают, что это культовое сооружение героя Геркулеса. Он выполнен из оригинального греческого туфа, привезенного с территории Парос. Эта композиция характеризуется беспрецендентной красотой и совершенством. Десятиметровой высоты сооружения с коринфскими включениями дарят этому храму красоту. Первичное перекрытие святилища утрачено, и храм накрыт конусовидной крышей прямо на капителях колонн. Дорический ордер, примененный в этом святилище, в дальнейшем стал излюбленным в коринфском зодчестве.
Центром троговой и политической жизни Древнего Рима был forum, территория, локализованная в низине между Капитолием и Палатином. На форуме происходили народные сборища, во время которых обсуждались основные моменты управления государством. На Форуме в течение веков кипела бурная политическая жизнь страны. На форуме были построены здание государственного хранилища документов, святилища, базилики, на которых совершались торговые договоренности и работали судьи, там же существовали знаменитые статуи прославленных римлян, величественные памятники римских завоевателей и предметы эгейской культуры.
Вблизи форума начинались ключевые пути Италии, далее располагались центральные улицы города. Главная площадь античного города строилась скачками. В первом веке до Рождества Христова ее параметры составляли 160 м в длину и от 40 до 70 м в ширину. Вокруг площади были выстроены общественные здания и трибуны, вид их много раз изменялся. Изыскания в 20-м веке открыли остатки храмов. Обращают на себя внимание 8 гранитных барельефов святилища Сатурна, где хранилась городская казна, развалины часовни Цезаря, радиальный храм священной Геры и три гранитные колонны храма детей Сатурна.
Развитие строительного искусства Рима и умелое использование достижений раннеиталийского строительства привели к созданию концепции архитектуры. В I столетии до нашей эры скульптор и архитектор Витрувий написал работу «10 трудов о зодчестве», он оказался подробной энциклопедией ваятельной теории своего времени.